В тренде:

16 психотипов и 12 архетипов

В тренде:

16 психотипов и 12 архетипов

Два наиболее популярных подхода — психотипы и архетипы, тест на определение которых, не проходил только ленивый. В этом лонгриде разберем не только, в каких случаях какой подход лучше применить, но и как соотносятся между собой эти методиками.

Если вы не знакомы с основами, то сначала пересмотрите материалы по 16 типам MBTI и 12 архетипам.
Содержание

  1. Платон и Юнг, Пирсон и Марк, Майерс и Бриггс
  2. Психотип и архетип — определение терминов
  3. Сферы использования методик
  4. Взаимосвязи между методиками — есть ли они?
  5. Обсудить статью
Психологи, тренеры по саморазвитию, карьерные консультанты, бренд-стратеги и имиджмейкеры, стилисты и дизайнеры — это далеко не полный перечень экспертов, которые применяют в своей практике подходы 16 психотипов и 12 архетипов.
Забегаю вперед скажу, что эти подходы не противоречат, а прекрасно дополняют друг друга, но, прежде, чем их сравнивать, предлагаю разобраться с основами.
Елена Лустина
Автор проекта "Код Силы"

Психотип и архетип — определение терминов

Психотип — совокупность личностных черт, присущих человеку от рождения. Cуществует большое количество типологических моделей, которые описывают человека. Но как показывает анализ десятков подходов, все типологии между собой пересекаются, и большинство сводится с чертам, описанным К.Юнгом, а также выведенными в факторы модели Большой Пятерки.

Архетип — прообраз, первоэлемент, то, что существует вне человека и вне времени, считывается и понимается всеми людьми одинаково. Ахтетипы присущи не только человеку, но и явлениям, ситуациям, сюжетам, предметам и т.д.

Ввиду того, что термины "психотип" и "архетип" стали широко использоваться благодаря одному и тому же человеку, ввившему их в активный обиход, эти понятия часто идут рука об руку, но значение их в корне отличаются.

Платон и Юнг, Пирсон и Марк, Майерс и Бриггс

Первенство в использовании термина "архетип" принадлежит не Юнгу, архетипы были описаны древнегреческими философами, например, этот термин использовал Платон 400 лет до н.э.
Первые попытки классификации людей по типам приходятся на это же время.

Однако подходы, которыми мы продолжаем пользоваться разработаны в наше время и за последние десятилетия. В частности:

Кэрол Пирсон и Маргарет Марк — современницы, обе живут и работают в США. Наиболее известная, а к слову, и единственная, переведенная на русский язык, книга авторов "Герой и Бунтарь" — по которой сформировали свое представление об архетипах большинство людей, использующих этот термин.

Изабель Майерс и Катарина Бриггс — жили и творили во времена Юнга, но их разработки были существенно расширены, усовершенствованы и превращены в бестселлер правообладателями торговой маркой. Книга "У каждого свой дар", написанная Изабель Майерс издана в России, но будет интересна скорее профессионалам, а вот более простые книги вроде Поля Тайгера "Делай то, для чего ты рожден" и Отто Крегера "Почему ты такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим" ориентированы уже на массового читателя.

Если читать книги авторов, никаких параллелей между подходами 16 психотипов и 12 архетипов вы не найдете, поэтому об этом чуть дальше.

Сферы использования методик

Теперь немного о том, в каких областях нашли применение рассматриваемые подходы.

16 психотипов нашли широкое распространение в:
— бизнесе (развитии персонала, развитии лидерства, управлении сотрудниками, формировании команд, подходах к коммуникациям, решению конфликтов и так далее);
— профориентации, построении карьерных стратегий, развитии карьеры;
— а также это мощный инструмент для самопознания, личностного роста и развития.

Модель 12 архетипов развивалась преимущественно в брендинге. Широкое распространение подход нашел:
— в маркетинге, разработке позиционирования, создании рекламы и т.д.;
— затем можно наблюдать как 12 архетипов стали использоваться в работе персональных стилистов над имиджем клиентов, в дизайне интерьеров, в разработке визуальных стратегий;
— как инструмент личностного роста, самопознания.
Таким образом, оба инструмента применимы для целей личностного роста и самопознания и дополняют друг друга в части работы в бизнес-тематике.
Если опросник на определение психотипа помогает определить сильные стороны и вектор реализации в профессии, то архетипы помогут с дальнейшим формированием образа, разработкой личного бренда. В бизнесе психотипы работают с "внутрянкой" бизнеса: сотрудники, отношения, управление, архетипы работают с "внешним": донесение ценности до потребителя, образ бренда и так далее.

Коммуникации с аудиторией целесообразно выстраивать, используя модели психотипов и архетипов обоюдно.

Взаимосвязи между методиками — есть ли они?

Важный момент для понимания взаимосвязей между подходами:

Тезис 1. В каждом человеке есть все 12 архетипов, на самом деле в человек еще больше субличностей, чем 12 архетипов, но какие-то проявлены в большей степени. Проявления архетипов динамичны, а значит могут меняться с течением времени. Еще более интересен тот факт, что архетипами можно управлять, то есть развивать их в своей структуре личности точно также, как и качества психотипов.

Тезис 2. Психотип, в классическом подходе и логике опросника MBTI, присущ человеку 1 из 16. Психотип стабилен, то есть не меняется от года к году, хотя на самом деле (прим.автора — человек развивается, меняется его личность и психотип приобретает новые качества, что является нормой).

В этом котнтексте стабильности и динамики, широты проявлений и стабильности врожденных качеств, я тем не менее могу привести параллели между теориями 16 психотипов и 12 архетипов, при этом, опираясь не только на субъективные наблюдения, но и на статистические данные, которые опубликованы в исследования CAPT, The Center for Applications of Psychological Type. CAPT — это издательство, которому принадлежат права на опросник по определению 16 психотипов MBTI (Myers-Briggs Type Indicator) и PMAI (Pearson-Marr Archetype Indicator), опросника на определение архетипов, разработанного Кэрол Пирсон.

Взаимосвязи подходов 16 психотипов и 12 архетипов

В исследовании CAPT подтверждается связи между 12 архетипами и следующими психотипами MBTI:
  1. Архетип Мудрец и NT-типы (психотипы Инноватор, Изобретатель, Полководец, Аналитик)
  2. Архетип Искатель и NP-типы (психотипы Инноватор, Изобретатель, Идеалист, Коммуникатор)
  3. Архетип Дитя и EP-типы (психотипы Коммуникатор, Изобретатель, Душа Компании, в Предпринимателя с этим архетипом верится слабо)
  4. Архетип Маг и ENF-типы (психотипы Коммуникатор, Наставник)
  5. Архетип Герой и ET-типы (психотипы Полководец, Администратор, Изобретатель, Предприниматель)
  6. Архетип Бунтарь и INF-типы (психотипы Идеалист, Провидец)
  7. Архетип Творец и ENF-типы (психотипы Коммуникатор, Наставник)
  8. Архетип Опекун и F-типы (психотипыИдеалист, Коммуникатор, Хранитель, Художник, Наставник, Провидец, Учитель, Душа Компании)
  9. Архетип Правитель и ETJ-типы (психотипы Администратор и Полководец)
  10. Архетип Любовник и ENF-типы (психотипы Коммуникатор, Наставник)
  11. Архетип Славный Малый и IF-типы (психотипы Хранитель, Художник, Идеалист, Правитель)
  12. Архетип Шут и EP-типы (психотипы Изобретатель, Коммуникатор, Душа Компании, Предприниматель)

В основе своей данные соответствия видятся мне вполне логичными и обоснованными. Указанные архетипы созвучны характерам 16 типов личности. Но самое любопытное, это самостоятельно сравнить, присущий вам психотип с ведущими и проявленными архетипами.

В качестве теста на архетип, можно использовать тест на сайте Ники Зебры.

Поделиться результатами, обсудить статью можно под постом в телеграм.
Елена Лустина
Автор проекта Код Силы, INFP Идеалист, Творец
MBTI®-практик, психолог, бизнес-тренер
Бесплатный тест тип личности