🎁 Получите в подарок – календарь 12 архетипов за покупку на сайте!
 

Современная профориентация подростков

Современная профориентация подростков

Мама девочки-выпускницы, которую я консультировала, сказала, что хочет, чтобы дочь сразу выбрала, чем будет заниматься, чтобы не получилось, как когда-то у нее самой: «Нашла свое дело только к 40 и столько времени потеряла... И там работала, и там. Вот если бы сразу...».

Но при этом мама девочки не учла, что к своей профессии она пришла в результате опыта, понимания и развития себя, что и стало дорогой к своему делу.
Готовая методика проведения тренинга по профориентации на основе MBTI
От профориентации обычно ждут чуда — вот, определим «свою» профессию или куда поступать, и будет нам счастье.
От подростка 16-17 лет ожидать или требовать определиться с профессией нельзя - его выбор будет основываться на жизненном опыте: его личном (пока небольшом) и его окружения, которое часто доминирует, генерирует нервозность и «шум», мешающий подростку понять - а что же мне действительно интересно? Это накладывает большой груз ответственности за «единственно правильный» выбор, к которому ребенок пока не готов.
В нашем быстро меняющемся мире выбрать «одну профессию на всю жизнь» получается далеко не у всех. Считается, что сегодня человек может поменять от 5 профессий в течение жизни. И не потому, что он не прошёл правильную профориентацию или безответственно подошел к выбору. Новые возможности, формирующие интересы и выбор, появляются постоянно, подростки развиваются вместе с трендами, и это естественный процесс, который нужно принять.
В нашем быстро меняющемся мире выбрать «одну профессию на всю жизнь» получается далеко не у всех. Считается, что сегодня человек может поменять от 5 профессий в течение жизни.
С моей точки зрения, основной задачей профориентации является определение горизонта развития человека, его потенциала и возможностей, которые в этом горизонте могут быть.

Это важно для того, чтобы человек был готов к изменениям, знал и использовал свои сильные стороны для реализации возможностей, приходящих с изменениями.

Именно поэтому использование MBTI® в профориентации является отличным инструментом, позволяющим определить ключевые направления и потенциал развития личности. Особенно в подростковом возрасте, когда дети ищут ответы на вопросы: «почему я такой?», «в чем мои таланты и моя уникальность»?

Осознание и использование этого даёт поистине удивительные результаты.
В одной из моих профориентационных групп был толковый ищущий парень 15-ти лет.

Он никак не мог определить свой тип, т.к. ему «подходило» все. С моей точки зрения, он ENTP, но он сказал, что у него есть «понемногу из каждого типа», поэтому он не будет себя никак определять, знать свой тип ему не важно, а важно узнать свои сильные стороны и способности вне его основного интереса — робототехники.

Он реально поглощал все, что происходило во время нашей программы, был самым активным и любопытным.

Через месяц его мама попросила у меня совета: что делать со школой, куда парень не хочет ходить, настаивать на учебе или дать возможности развития? Мы долго общались, и в результате она приняла решение в пользу развития и перевела сына на дистанционное обучение.

Сейчас ему 17 и он призер многочисленных конкурсов по робототехнике, спикер, которого приглашают с лекциями к его же сверстникам из школ, амбассадор известного фонда, поддерживающего молодые таланты, член жюри конкурса для учителей. И это очень сжатый список его «регалий».

Парень на все 100% воспользовался возможностями типологии для того, чтобы найти в себе внутренний ресурс развития. И, конечно, нужно отметить его мудрую маму, которая поддержала сына в этом стремлении.
Тест на тип личности
Я считаю, что современная профориентация не должна стремиться к тому, чтобы сузить коридор возможностей одним выбором. Наоборот, она должна дать человеку уверенность в том, что любой его выбор будет правильным и удачным, если он будет использовать свои сильные стороны и свой потенциал.
Как же в этом случае выбрать пресловутое «куда поступать»?

Предлагаю простой, но действенный алгоритм, который позволит подростку провести самостоятельный анализ и сделать осознанный выбор.
Алгоритм, который позволит подростку провести самостоятельный анализ и сделать осознанный выбор профессии.
Шаг 1: определяем какие школьные предметы успешнее всего получится сдать на ЕГЭ.

Как правило, дети выбирают те предметы, которые нравятся, легко идут, «мои». Комбинации этих предметов дают довольно большой выбор специальностей.

Шаг 2: проверяем комбинации предметов и специальности, а также какая вариация дает возможность выбирать бОльшее количество специальностей.

Например, наиболее «проходной» вариант: 2 основных предмета + иностранный. С таким миксом можно смотреть на самый широкий спектр специальностей. А это уже отличная база для анализа или понимания хотя бы того, какое направление точно «не мое».

Шаг 3: определяем, какие специальности возможны при каких вариантах предметов, и выбираем наиболее интересные.

Таким образом, отметаются все неинтересные варианты и остаются наиболее привлекательные.

Шаг 4: определяем, в каких вузах есть выбранные наиболее интересные специальности, какой конкурс был в прошлом году, какие баллы были у тех, кто поступил и т.д.

В результате почти сформирован реальный список специальностей и учебных заведений для поступления.

Шаг 5: изучаем информацию об интересующих профессиях, отобранных учебных заведениях, плюсах-минусах и возможностях. Делаем табличку 1-2-3 приоритетов, особенностей, важных факторов.

Это может быть как индивидуальным упражнением, так и частью профориентационной программы, что позволит давать более конкретные рекомендации исходя из типа личности.
Для профориентационных тренингов с использованием MBTI хочу предложить простое, но увлекательное упражнение-знакомство. Оно позволит в необычной увлекательной форме познакомиться не только друг с другом, но и с самим собой, определить свою роль сейчас и подумать над тем, какая бы роль была интересна в будущем и как достичь этой цели.

«Кто есть что»
«Представим, что наша команда — это дом (офис, школа...), а мы в нём — предметы, выполняющие разные функции...»

Предложите участникам команд заполнить дом (офис, школу) «вещами». Каждый человек выбирает для себя то, чем он предпочел бы быть — стеной, окном, цветком, компьютером, принтером и т.д.

Участники заполняют пространство собой-предметами, характеризуя каждого участника группы в соответствии с выбранными им предметами (можно выбрать 1-5 предметов, предметы могут быть одинаковыми у разных участников команды).

Далее команды представляют свое общее пространство и роль каждого предмета-члена команды в нем, например: «Светлана — это окно, позволяющее нам видеть мир, защищающее нас от дождя и ветра, через него наше пространство наполняется светом».

Завершается упражнение рефлексией — почему выбраны именно эти предметы, полностью ли они удовлетворяют вас сейчас, какими бы предметами вы хотели бы быть или хотя бы попробовать быть?
Готовая методика проведения тренинга по профориентации на основе MBTI
И, в заключение, в профориентации важно принять то, что любой выбор будет правильным, если он сделан осознанно, и что успех в профессии и карьере — это не только профессиональные знания, но и компетенции, soft skills, а также умение эффективно использовать свой потенциал личности.
Автор
Алевтина Седоченко
квалифицированный специалист MBTI® Step I и Step II (сертификация OPP UK), координатор по вопросам образования Центрального Офиса Реформ при Министерстве Регионального Развития, член международной экспертной группы «Life Long Learning» и участник программы «Education Policy Reforms».

Автор курсов и программ для старшеклассников с использованием MBTI: профориентация «iStart — успешный старт» и «7 навыков высокоэффективных подростков».

Автор серии сборников упражнений для тренингов по MBTI и использованию MBTI (англ., рус.): «Упражнения по типологии», «Командообразование и взаимодействие», «Продажи и коммуникация», а также планировщика тренингов «Рабочий Блокнот Тренера»
Статья написана специально для журнала MyType. Благодарим автора!
Изучить типологию Майерс-Бриггс
Оставьте е-мейл, если хотите узнать о ближайшем наборе на курс по типологии Майерс-Бриггс